Способы обратной связи

Вы можете связаться с нами через эту форму или СВЯЗАТЬСЯ ПРОСТО - внизу страницы, кликнув на иконку удобного для Вас способа. ⇓

compare_arrows0

Обжалование результатов проверок

Обжалование результатов проверок

Налоговая проверка – это комплексное мероприятие, в ходе которого налоговая инспекция проверяет, в полной ли мере налогоплательщик, плательщик сборов и/или налоговый агент исполняет законодательство о налогах и сборах.


В настоящий момент в Украине существует несколько видов налоговых проверок.

Виды налоговых проверок, основания для их проведения

Органы налоговой службы имеют право проводить камеральные, документальные (плановые или внеплановые; выездные или невыездные) и фактические проверки.

Камеральная проверка

Камеральная проверка – проверка, которая проводится в помещении органа налоговой службы исключительно на основании данных, отмеченных в налоговых декларациях (расчетах) налогоплательщика.

Проверке подлежит вся налоговая отчетность сплошным порядком. При такой проверке проверяется правильность исчисления налогов, сопоставляются показатели, отражаемые в отчетности, для выявления возможных ошибок, при этом могут проверяться и другие документы или информация, предоставленные налогоплательщиком или имеющиеся у налогового органа.

Согласие налогоплательщика на проведение камеральной проверки и его присутствие во время проведения проверки не обязательно.

Документальная проверка

Документальная проверка — проверка, предметом которой является:

  • своевременность, достоверность, полнота начисления и уплаты всех предусмотренных налоговым законодательством налогов и сборов
  • соблюдение валютного и иного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на налоговые органы;
  • соблюдение работодателем законодательства относительно заключения трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками;

Документальной проверке подлежит информация налоговых деклараций (расчетов), финансовой, статистической и другой отчетности, регистров налогового и бухгалтерского учета, первичных документов бухгалтерского и налогового учета и связанных с начислением и уплатой налогов и сборов; выполнение требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы налоговой службы; полученные органом налоговой службы документы и налоговая информация, в том числе по результатам проверок других налогоплательщиков.

Документальная плановая проверка проводится в соответствии с планом-графиком проверок.

Документальная внеплановая проверка не предусматривается в плане работы органа государственной налоговой службы и проводится при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечень которых определен Налоговым кодексом.

Документальная выездная проверка — проверка, которая проводится по местонахождению налогоплательщика или месту расположения объекта права собственности, относительно которого проводится такая проверка.

Документальная невыездная проверка — проверка, которая проводится в помещении органа налоговой службы.

Фактическая проверка

Фактическая проверка проводится по месту фактического осуществления налогоплательщиком деятельности, расположения хозяйственных или других объектов права собственности такого плательщика.

Фактическая проверка осуществляется органом налоговой службы:

  • относительно соблюдения законодательства по вопросам регулирования обращения наличности, порядка осуществления налогоплательщиками расчетных операций, ведения кассовых операций;
  • наличия лицензий, патентов, свидетельств, в том числе о производстве и обороте подакцизных товаров;
  • соблюдение работодателем законодательства о заключении трудового договора, оформление трудовых отношений с работниками (наемными лицами).

Фактическая проверка осуществляется без предупреждения налогоплательщика или иных лиц.


Фактическая проверка проводится на основании решения руководителя органа налоговой службы, оформленного приказом, копия которого вручается налогоплательщику или его представителю, под расписку до начала проведения такой проверки.

Основаниями проведения фактической проверки являются:

  • по результатам проверок других налогоплательщиков выявлены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства о производстве и обороте подакцизных товаров, осуществления налогоплательщиком расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия патентов, лицензий и других документов, контроль за наличием которых возложен на органы налоговой службы, и возникает необходимость проверки таких фактов;
  • в установленном законодательством порядке получена информация от государственных органов или органов местного самоуправления, которая свидетельствует о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства, контроль за которым возложен на органы государственной налоговой службы, в частности, относительно осуществления налогоплательщиками расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия патентов, лицензий и других документов, контроль за наличием которых возложен на органы государственной налоговой службы, производства и оборота подакцизных товаров;
  • письменное обращения покупателя (потребителя), оформленного в соответствии с Законом, о нарушении налогоплательщиком установленного порядка проведения расчетных операций, кассовых операций, патентования или лицензирования;
  • непредставление субъектом хозяйствования в установленный Законом срок обязательной отчетности об использовании регистраторов расчетных операций, расчетных книжек и книг учета расчетных операций, представление их с нулевыми показателями;
  • получение в установленном законодательством порядке информации о нарушении требований законодательства в части производства, учета, хранения и транспортировки спирта, алкогольных напитков и табачных изделий и целевого использования спирта налогоплательщиками, а также осуществление функций, определенных законодательством в сфере производства и оборота спирта, алкогольных напитков и табачных изделий;
  • выявление по результатам предыдущей проверки нарушения законодательства по вопросам регулирования обращения наличности, порядка осуществления налогоплательщиками расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия лицензий, патентов, свидетельств, в том числе о производстве и обороте подакцизных товаров, соблюдение работодателем законодательства о заключении трудового договора, оформление трудовых отношений с работниками (наемными лицами);
  • в случае получения в установленном порядке информации об использовании труда наемных лиц без надлежащего оформления трудовых отношений и выплаты работодателями доходов в виде заработной платы без уплаты налогов в бюджет, а также осуществления физическим лицом предпринимательской деятельности без государственной регистрации.


Проверка цен в контролируемых сделках

Также в налоговом праве также появился дополнительный вид налоговых проверок, который ведется по своим собственным правилам, - проверка цен в контролируемых сделках, совершенных взаимозависимыми или приравниваемыми к ним лицами. Подробнее об этом виде проверок см. в специальном разделе нашего сайта.


Этапы и общие правила обжалования результатов налоговой проверки

Строго говоря, под обжалованием налоговых проверок, как правило, понимаются три обязательных этапа защиты интересов налогоплательщика:

  • обжалование акта налоговой проверки в самом налоговом органе;
  • обжалование решения налоговой проверки в вышестоящем налоговом органе;
  • обжалование в административном суде.


Однако, по нашему опыту обжалование эффективно в должной мере только тогда, когда на первых этапах проверки, оно было связано с грамотным сопровождением ее течения и налогоплательщик последовательно защищал свои интересы не только на стадии вынесения решения, но и ранее – на стадии вынесения Акта налоговой проверки и проведения мероприятий налогового контроля. Возражения, жалобы и корреспонденция с налоговым органом на каждом этапе налоговой проверки, в конечном счете, является залогом успешной защиты интересов.

Обжалование акта выездной налоговой проверки и обжалование акта камеральной налоговой проверки на стадии досудебного урегулирования имеют свои процедурные нюансы.Так же необходимо понимать, что нарушение сжатых сроков и процедуры обжалования может означать для налогоплательщика отказ в восстановлении его нарушенных прав даже тогда, когда он был прав по существу вопроса.

Объективно, что не следует пренебрежительно относиться к процедуре досудебного обжалования решений налоговых органов – в большинстве случаев требование о взыскании недоимки будет выставлено уже по итогам рассмотрения жалобы в вышестоящем налоговом органе, т.е. в этот момент деньги фактически уже будут изъяты из оборота компании. Это крайне важный и болезненный момент для любой компании еще и потому, что с оплатой или неоплатой этого требования связано решение о подключении к проверке органов полиции и возбуждение уголовного дела.


Особенности сопровождения и обжалования результатов выездной налоговой проверки

Любая выездная налоговая проверка сопряжена с существенными рисками для налогоплательщика. «Безрезультативных» выездных налоговых проверок, когда налогоплательщику не предъявлены никакие претензии, на практике практически не бывает. Налоговый орган имеет в своем арсенале большой набор мероприятий, направленных на выявление недоимки у налогоплательщика.

Проверка проходит по этапам, каждый из них должен быть проанализирован и при необходимости действия налогового органа на каждом этапе должны быть обжалованы в целях эффективной защиты налогоплательщика.

Стоит отметить, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности, вынесенное руководителем налогового органа, можно обжаловать в апелляционном порядке только до момента вступления в силу такого решения. После вступления в силу решения о привлечении к ответственности при условии, что налогоплательщик не обжаловал его в апелляционном порядке, также можно обжаловать, но обращаться уже нужно в вышестоящий налоговый орган. 

Обжалование выездной налоговой проверки нашими специалистами может осуществляться как в форме консультирования по текущим действиям налогового органа, составлением ключевых документов (возражений на акт налоговой проверки, апелляционной жалобы и заявления в суд), так и в форме личного присутствия налогового юриста в офисе Вашей компании для эффективной защиты Ваших интересов непосредственно в ходе проведения налоговым органом процедур контроля.


Особенности сопровождения и обжалования результатов камеральных налоговых проверок

Как правило, камеральной проверке налогоплательщики придают значительно меньшее значение, чем выездной, считая их более простым мероприятием. Часто это мнение не вполне обоснованно. Последние тенденции налогового законодательства все больше расширяют права инспекторов при проведении обычных камеральных налоговых проверок, сближая их по глубине и тщательности с выездными проверками. Основной причиной обжалования решений, принятых по камеральным проверкам традиционно является отказ в вычете и возмещении НДС.

Основные мероприятия при проведении камеральной налоговой проверки, в ходе которых, по нашему опыту, клиентам особенно требуется поддержка квалифицированного налогового юриста, а также этапы и сроки их проведения можно систематизировать.

Как правило, камеральные проверки, которые не содержат в себе рисков отказа в налоговых вычетах, рисков доначислений и штрафов, проходят, минуя все указанные выше мероприятия. Если Вы столкнулись с одним или с несколькими указанными выше мероприятиями, то, вероятно, камеральная проверка поданной декларации может быть сопряжена для Вас с налоговыми потерями. В таком случае важно не упустить момент для эффективной защиты Ваших интересов.


Наши услуги и перечень необходимых документов

Мы предлагаем нашим Клиентам следующие услуги:

  • оценка и обжалование незаконных действий, требований и решений налоговых органов, принятых в ходе мероприятий налогового контроля (в частности, в ситуации истребования лишних документов, незаконных выемках документов и назначения экспертиз, допросы свидетелей, осмотров помещений, проведённых вне рамок установленной законом процедуры);
  • оценка законности действий, требований и решений налогового органа, разработка линии защиты налогоплательщика, исходя из выявленных налоговых рисков;
  • обжалование акта выездной и камеральной налоговой проверки и участие в его рассмотрении налоговой инспекцией от имени налогоплательщика;
  • подготовка и предоставление вышестоящему налоговому органу апелляционной и обычной жалобы на решение локальной налоговой инспекции;
  • подготовка позиции для обжалования действий, бездействий и решений налогового органа в арбитражном суде.

Наши адвокаты и юристы помогут провести процесс досудебного административного обжалования решений налоговых органов максимально эффективно, тем самым уменьшив потребность в последующем обращении в суд и снизив риски возбуждения уголовного производства. Эффективное решение разногласий с налоговыми органами в досудебном порядке сэкономит Вам не только деньги, но также время и нервы. Вы можете записаться на консультацию со специалистами нашей Налоговой практики, связавшись с ними в любое удобное Вам время.

Что необходимо

Для эффективного и быстрого анализа хода налоговой проверки мы просим Вас предоставить до консультации или в ее ходе все документы, вынесенные в ходе проверки налоговым органом, включая решение о назначении проверки, требования о предоставлении документов, справку о завершении налоговой проверки, решения о назначении (дополнительных) мероприятий налогового контроля, решение о приостановлении / продлении налоговой проверки, акт налоговой проверки, а также все процессуальные документы, направленные Вами в адрес налогового органа с момента начала проверки (письма, жалобы, возражения, описи предоставленных документов и пр.). Анализ этих материалов имеет принципиальное значение для обжалования хода и результатов проверки.